Об организации науки
[Экономические заметки]

Об организации науки

Есть наука — и наука. Внутренняя организация науки как уровня рефлексии складывается в ходе ее собственного развития — и никакому административному вмешательству не подвластна. Другое дело наука как общественный институт. Это уже не только движение мысли, но еще и значительные материальные и трудовые ресурсы, которые, возможно, пригодились бы где-то еще. В буржуазном обществе ученые конкурируют друг с другом по правилам рыночной экономики и заняты часто не тем, что бы такое открыть, а тем, как выгоднее продаться. В результате к науке примешивается изрядная доля рекламы, плюс заверения в бесконечной преданности духу капитализма. Ученый говорит не то, что диктует ему природа, а то, что, по его представлениям, хотелось бы слышать господам-спонсорам. Организация науки сводится поэтому к нагромождению случайных структур, хаосу тем и направлений, из которого что-то определенное вырисовывается только в ходе естественного отбора.

В разумно организованном обществе организация науки — часть организации производства в целом, объединяющей материальное и духовное производство. Принципиально ученый не отличается от рабочего, управленца, работника сферы услуг или, скажем, литератора. Все они связаны в рамках выполнения общей задачи, и трудятся не ради выживания, не ради стяжательства, а потому, что им это нужно для личностного развития, для того, чтобы чувствовать себя человеком. Само различие профессий в таком обществе — чистая условность, явление временное и несущественное.

Разумная организация науки должна соответствовать ее внутренней логике — отражать ее собственную иерархичность. А это значит, что не может быть абсолютного приоритета одного уровня по отношению к другим, что любые области научного исследования равнозначны и одинаково заслуживают уважения и поддержки. И, разумеется, один ученый не может предписывать другому ученому, что тому следует делать и как поступать с результатами исследования. Понятие "научного сообщества" принадлежит прошлому, наряду с прочими пережитками стадности и общинности. Наука принципиально открыта, всякие может в нее войти, и слово новичка отнюдь не менее авторитетно, чем суждение опытного исследователя.

Как тогда общество регулирует деятельность ученых? Прежде всего — через осознание общественной потребности. Если в работе буржуазного ученого это потребность проявляется лишь в конечном счете, опосредованно, то разумная организация (и самоорганизация) науки опирается на четкое понимание первостепенной важности определенных направлений в силу объективных обстоятельств экономического и духовного развития. Речь не идет о том, чтобы ограничивать выбор тем; напротив, нетрадиционные подходы всячески приветствуются. Однако человек разумный, живя в разумно устроенном обществе, естественно проникается его интересами и его личные интересы им никак не противоречат.

Общество не "управляет" наукой, а создает инфраструктуру для взаимодействия разных ее уровней и других отраслей производства. В соответствии с общими онтологическими принципами, для творческого обмена требуется универсальный внешний носитель; тогда не будет риска возникновения замкнутых структур, работающих на самих себя. Следовательно, как научные результаты, так и постановка проблем сосредотачиваются вне науки, в системе сбора и распределения научных данных. По направленности рефлексии, например, можно предполагать относительно самостоятельное существование трех уровней:

1. Эмпирическая рефлексия — отраслевая наука, направленная на потребности производства, но не связанная ими. Лаборатории при соответствующих производствах, связанные между собой, и решающие общие задачи, независимо от физического нахождения. Предприятия предоставляют материальную базу для развития науки, включая создание мощных экспериментальных установок. Исходный материал для выделения направлений исследования: "снизу" — инженерные проблемы, "сверху" — качественные выводы теоретической науки и основные принципы научной методологии, "изнутри" — интуиция практика. Преимущественно экспериментальная деятельность: приготовление приборной ситуации, регистрация событий, измерения. Результаты: базы эмпирических данных, сообщения об особенностях и аномалиях (не через публикации, не персонально — а путем размещения в соответствующих информационных системах), технологические идеи, специальные методики, опыт работы с оборудованием.

2. Теоретическая рефлексия — теоретическая и прикладная наука. Построение теорий разного уровня и получение качественных выводов для нужд эмпирического исследования. Нет привязки к определенной экспериментально-производственной базе, существенно межотраслевой характер. Материальное обеспечение — в основном вычислительная техника и коммуникации, однако возможно создание специальных (межотраслевых) исследовательских центров — с постепенной передачей их на эмпирический уровень по мере формирования новой отрасли. На входе: "снизу" — эмпирические данные (обнаруженные эффекты, зависимости и аномалии, единичные факты и классификации) в общей межотраслевой базе данных, доступном любому ученому (и любому желающему им стать); "сверху" — банк идей и концепций, методологический принципов и теоретических схем ("типовые" решения); "изнутри" — банк подходов, теорий, моделей и аппроксимаций, примеры междисциплинарных заимствований, опыт построения формальных систем. На выходе: решения конкретных задач, набор качественных результатов, в форме, пригодной для использования в эмпирической науке; постановка задач для эмпирического, теоретического и методологического уровней; методики, схемы теорий, приближенные методы в едином банке знаний. На этом уровне существует специализация — вплоть до временного ухода в эмпирическую науку. Однако возможно соединение любых отраслей знания с образованием особой науки, со своей областью исследований.

3. Методологический уровень — фундаментальная наука, метанаучные исследования, прикладная философия. Принципиально "внеэкономическая" форма организации, отсутствие фиксированных структур и даже метастабильных коллективов. На этом уровне обобщаются направления промышленного и социального развития, суммируются главные практические запросы. Вход: обобщенные результаты теоретического уровня в единой базе знаний; задачи с уровня науки в общем банке проблем, банк идей и концепций (для использования на всех уровнях). Выход: схемы теорий, концепции, методологические принципы и парадигмы для теоретического уровня; идеи в банке идей; "картина мира", концептуальные рамки для эмпирического уровня. Здесь нет отдельных научных областей, важна мобильность: каждый имеет представление обо всем, и при желании занимается всем, связывая отдельные теории воедино. Материальная база — доступ к базам данных и базам знаний, к банку идей, к специальной информации других уровней. Возможность временной специализации для более углубленного знакомства с предметом методологического исследования.

На каждом уровне есть связь с другими — но только через единые хранилища исходных данных и результатов. В результате потоки информации обобщаются при движении в любом направлении, хотя разные уровни применяют ее с разной степенью селективности и детализации. Подвижность людей по горизонтали и по вертикали — здесь очень важно иметь такую организацию производства, которая позволяла бы свободную миграцию кадров и различные степени участия. На каждом уровне рабочие группы создаются вокруг конкретной проблемы, объединяя людей, которые хотят над ней работать, лишь на время работы. Потом группа распадается, и формируются новые группы. Каждый человек может работать одновременно в нескольких таких группах.

Такая организация науки в общих чертах похожа на работу психики человека. Отдельные элементы начинали складываться в СССР — однако отсутствие реальной экономической базы не позволило этому направлению развиться сколько-нибудь значительно.

Возможно, аналогично могут быть организованы любые области деятельности. Важно, чтобы каждый занимался таким делом, необходимость которого подтверждена запросом от практики, и чтобы эта деятельность давала конкретный, практический результат (пусть даже на очень высоком уровне рефлексии). Тогда у человека будет чувство ответственности и собственной значимости.


[Экономические заметки] [Унизм]