Транспорт и разум
[Экономические заметки]

Транспорт и разум

Каждый день хожу по городу и вижу: тысячи автомобилей стоят по десяткам парковок. Днем и ночью. Семь дней в неделю. Кому не хватает парковок — паркуются на обочинах, на тротуарах, на газонах... И городское начальство из кожи вон лезет, чтобы подобные безобразия пресечь, и обеспечить паркоместом каждую транспортную единицу. Никому и в голову не приходит простая мысль: если все это стоит — так может быть, оно городу вовсе и ни к чему? Транспорт, который действительно необходим, — не стоит, он перевозит людей или грузы. А если и останавливается движение — то лишь временно, ради погрузки-выгрузки. Одна перевозка сменяет другую, и не надо захламлять город праздными железяками.

Открытым текстом: если убрать из города весь индивидуальный автотранспорт и оставить лишь общественный, многократно используемый в самых разных целях, — станет намного легче дышать, в прямом и переносном смысле. Просторнее на дорогах, не требуется безумное количество парковок, компактнее инфраструктура, проще сервис...

Конечно, рискую быть побитым самовлюбленными филистерами, для которых личное авто — вопрос престижа. А лучше несколько, на каждого члена семьи, включая грудных младенцев. Народ воспитывают с детства: автомобиль не роскошь, а средство передвижения — ну и, конечно, роскошь, если это роскошный автомобиль. Вроде как сравнить просто мобильный телефон — и Vertu (ничего не умеет — зато золото-бриллианты); есть обычные часы — и есть элитные штучки из самой Швейцарии (хотя и китайского производства); у кого-то просто так футболка — а других в точности такая же, но haute couture... Пусть в миллиардеры пока не выбился — но уж хотя бы на слабое подобие завидных безделушек все имеют право! В том числе и на персональные колеса. Такова психология потребителя — который до человека не дорос.

Разумеется, можно приводить якобы веские аргументы, объяснять и оправдывать. Например, объявить потребность в личном автомобиле элементарными требованиями гигиены: дескать, это вроде предмета одежды, и негоже, чтобы мою одежду носил кто-то другой. Я не любитель поношенных вещей — и все же к транспорту применять такие сравнения я бы не стал. Эдак можно очень далеко зайти. Например: зачем мне квартира в многоэтажке? — каждому нужен частный дом; почему я должен покупать продукты в универсаме? — мне извольте доставить на дом все самое отборное; не хочу я гулять в общественных местах — мне подавайте собственный сад, и свой кусок моря с пляжем, и воду из отдельного водоема, и воздух индивидуального изготовления... И вообще: что это вы все делаете на моей планете? Кыш отсюда!

Собственно, буржуи так и рассуждают. И покупают дома и острова, страны и континенты... И соглашаются терпеть чье-либо присутствие лишь до тех пор, пока не заменят поганых людишек рабами-роботами. Но роботы тоже не вечно будут терпеть буржуйское рабство. И если уж они потребуют к себе человеческого отношения — мало никому не покажется.

Но вернемся к транспорту. С точки зрения экономики — это все равно что кровеносная система для организма; что если каждый орган (или даже каждая клетка) будет требовать себе личного обслуживания? Нет уж, организм — единое целое, и проявлять индивидуальность дозволено лишь в узких пределах. Общество, конечно, не организм, а нечто более сложное. И пределы тут весьма широки. Однако посягать его целостность все же не следует.

Так вот, в каждой экономике существуют особые (инфраструктурные) отрасли, отдавать которые на откуп частнику было бы неразумно — поскольку они связано именно с обеспечением экономической целостности. Не то, чтобы это было невозможно, — и средства общественного производства превращаются в предметы индивидуального потребления на каждом шагу; однако разумной такую экономику не назовешь.

В чисто фантастическом варианте, если бы городское начальство прислушивалось к голосу разума, а не к звону монет, навести порядок с транспортом в городе — без проблем. Достаточно вовремя чинить дороги — и убрать с дорог дураков (из-за которых, кстати, чинить приходится чаще, чем следовало бы). Одна единица общественного транспорта обслуживает сотни и тысячи пассажиров; один личный автомобиль — не обслуживает толком никого. Ресурсы, которые общество выбрасывает на размножение этой автосаранчи, в десятки раз перекрывают потребности развития и поддержания общественного транспорта. Водители легковушек жалуются, что им мешает общественный транспорт и грузовые перевозки. Но именно по их вине общественный транспорт не может двигаться интенсивнее, и грузы застревают в пробках, с эффектом лавины. Разумеется, по-хорошему, город обязан регулировать транспортные потоки и распределять перевозки разного типа по времени суток, в зависимости от времени года. Для технических перевозок — выделенные часы, преимуществом пользуются пассажирские.

И не надо пыхтеть, что мы тем самым возвращаемся в советские времена, когда давка на транспорте была излюбленной темой горе-юмористов. Советский общественный транспорт работал, и доехать все-таки можно было, хотя и в обстановке, далекой от комфорта. Сейчас наземного транспорта не дождешься, да и в метро никогда не знаешь, доберешься до места или нет. Но вместо того, чтобы развивать и облагораживать общественный транспорт, власти сделали ставку на частника. Дескать, у кого есть деньги — пусть купит машину; у кого нет — тот вообще не человек. В результате имеем.

Когда на дороге нет лишних — там найдется место для комфортных и быстроходных автобусов, троллейбусов и трамваев. И даже для вертолетов — если уровень шума привести в разумные границы. И можно вывести на дороги столько транспорта, сколько необходимо, в зависимости от обстановки — подобно тому, как спецтехника выходит на службу по мере осложнения погодных условий. Какая для этого необходима инфраструктура — ясно и младенцу. Однако одно депо заменяет десятки автостоянок, а места занимает как две-три (и это можно сколько угодно оптимизировать). Соответственно, не требуется уж очень масштабных сервисных структур.

Разумеется, те, кто сейчас кормится обслуживанием частников — потеряют работу. А те, кто имеет с них навар, — лишатся солидной надбавки к служебному долгу. Но, может быть, это не так уж и плохо? Есть и другие занятия, требующие как сильных рук, так и сообразительной головы. Возможно, места не столь теплые — но экономически более оправданные.

Кое-кому (особенно тем, кто побогаче) западло пространственно перемещаться в коллективе. Они лучше лишних пару часов в пробке постоят — но в гордом сознании собственной приватности. Что тут сказать? Придавить таким спесь — и пусть не выпендриваются. Чтобы знали: они ничем не лучше остальных. У себя дома под матрасом — разглядывайте свои миллионы сколько угодно, а выставлять их на публику — просто свинство.

А если серьезно, общественный транспорт вовсе не отменяет индивидуальных перевозок. Пожалуйста, есть такси. Тарифы повыше — но и это вполне поддается муниципальному регулированию, а частных извозчиков само отсутствие личных автомобилей ликвидирует как класс.

Но и это еще не все. Во многих городах (даже в России) есть служба проката велосипедов: взять на одной стоянке, оставить на другой — и заплатить по времени. Конечно, в российском климате это не лучшая идея — да и ездить на велосипеде не всякому дано, тем более при физиологических проблемах. Однако сейчас бурно развивается аналогичная система для автомобилей. Это уже ближе к истине. Надо проехать по индивидуальному маршруту? — извольте, берите первый попавшийся микроавтомобиль на ближайшей стоянке и оставляйте его на любой другой. Разумеется, без каких-либо эксклюзивных прав. Если транспорт стоит больше 10-15 минут — он считается свободным и может быть использован кем угодно. Конечно, к такому надо привыкать, и придется бороться с ушлыми махинаторами, симулирующими использование фактически простаивающего транспорта. Но, во-первых, слишком долго симулировать все равно не получится, а во-вторых, при должном контроле и техническом обеспечении, постепенно отпадет и сама тяга узурпировать общественный транспорт для личных нужд. В конце концов, когда-то и в лифтах были специальные служители — а теперь только законченным отморозкам придет в голову блокировать лифты ради своих дурных целей.

Понятно, что общественный микро-транспорт можно, с одной стороны, максимально упростить и облегчить — а с другой, снабдить умной электроникой, позволяющей обойтись вообще без навыков вождения. В идеале, человек садится в авто, указывает пункт назначения — а дальше дело техники, она сама выберет оптимальный маршрут и доставит. Сейчас многие водители уже не представляют жизни без навигатора, они послушно следуют его указаниям (хотя пока и не всегда правильным). Но, пардон, зачем тогда водитель? Что мешает прикрутить навигатор непосредственно к органам управления? Если убрать дураков с дорог, пилотирование станет вполне доступно и роботам, даже не самым навороченным. Учитывая компьютерный прогресс, это не самая дальняя перспектива. Опять же, электроника будет контролировать режим использования и не допускать простоев. Такой автомобиль можно оставить где угодно — он сам найдет дорогу к ближайшей стоянке. И даже не надо искать стоянку при случае — достаточно вызвать свободную машину в нужную точку отправкой SMS или через Интернет; система сама найдет ближайшие и оптимизирует подачу, с подробной информацией о процессе. Опять же, как в лифте: нажать кнопку может и дитя. Что же касается вандалов, которым, конечно же, захочется испортить хорошую вещь и украсть все возможное, — антивандальные технологии обойдутся дешевле охранных систем для частников, а ответственность за вандализм следует максимально ужесточить — вплоть до принудительной психиатрии или физического уничтожения. Это не люди — и с ними нельзя как с людьми.

Особый разговор — индивидуальные грузовые перевозки. Не секрет, что значительная часть автовладельцев ценит свои колеса прежде всего за вместительный багажник — а то еще и прицеп. Какой бы ни была служба доставки — это все равно проблема согласования времени, и неудобство ожидания... В каких-то случаях может выручить грузовое такси (при условии превращения его в действительно оперативный сервис и ликвидации частного извоза). При квартирных перевозах и без грузчиков, бывает, не обойтись. Но если, скажем, я купил два ящика минераловки, и мы собираемся ее распить где-нибудь на природе прямо сейчас — нужно иметь возможность доставить это в нужную точку немедленно, да еще и присовокупить купленное в других магазинах. Тут потребуется разработка особых технологических и организационных решений; понятно, что заниматься этим в мире частнособственнических инстинктов никто не будет — проще пустить на самотек: есть свои машины, и пусть каждый сам за себя думает. Дикая стихия. Но если все же пойдет движение в разумном направлении, нужные технологии найдутся. Например, автоматизированный мини-транспорт несложно оснастить контейнерным багажником, и тогда процесс погрузки-выгрузки максимально упрощается, подобно тому, как багажники современных самолетов уже давно не напоминают свалку разнородного хлама. Все выглядит примерно так: вместе с автоизвозчиком (или задолго до него) заказываете контейнер; когда машина подана — закатываете контейнер в багажник; по прибытии по первому адресу — выкатываете контейнер и оставляете его в камере хранения; при необходимости добавляете что-то, или выгружаете, — и берете новую машину, и этот цикл повторяется сколько угодно раз. Разумеется, тут возможны всяческие усовершенствования, направленные на то, чтобы максимально освободить людей от необходимости что-то таскать руками — подобно тому, как одна пластиковая карточка может заменить толстый бумажник. Люди привыкнут передвигаться налегке — двигаться легко.

Таким образом, количество машин в городе можно сократить в сотни раз, и закрыть полностью города для личного автотранспорта. Но, конечно же, не стоит ограничиваться городами. Загородная природа тоже не будет возражать против снятия автомобильного ига. Разумеется, возможности автоматизации в городе значительно выше, чем в нерегулярной местности. Но технические проблемы вполне решаемы — если всерьез заниматься их решением. Раньше, ведь, и сотовая связь была только для горожан — а теперь под каждым кустом Wi-Fi (по крайней мере, в ближней перспективе). Так что дело за малым: добавить разума.

Есть, конечно, еще одна живописная категория — собственно автолюбители. Те, кому интересно покопаться в железе, собрать-разобрать, оживить старую рухлядь или раскрутить до умопомрачения рухлядь современную. Кроме того, бывают (видимо, не совсем психически здоровые) любители быстрой езды, кому нравится гонять по дорогам просто ради ощущения скорости. Но почему, скажите, они должны удовлетворять свои интересы за счет окружающих? Хочется — пусть занимаются. Но только в специально отведенных местах, куда они смогут добраться обычным общественным образом. По большому счету, населенные места вообще не для буйных дел — и всех мастеров-умельцев следует определить в специальные мастерские (ателье), где они могли бы развлекаться до умопомрачения, не причиняя никому вреда. Гонки на машинах и мотоциклах — на спецполигоны, подальше от жилых домов. Аналогично — массовые увеселения, и тем более ночная жизнь. Тут, надо признать, и в Европе не все путем. Но когда-то же надо становиться человечеством разумным — а не ордой безответственных дикарей.


[Экономические заметки] [Унизм]