Как это выглядит?
Пока традиционное образование дает лишь самые поверхностные сведения о философии, приходится уповать лишь на самообразование или случайную встречу с хорошим философом. Для тех же, кому не довелось, образ философии — толстые книги, заполненные темными и пустыми разглагольствованиями на отвлеченные темы. Философия выглядит нескончаемой грызней бесчисленных проповедников истины, десятков направлений и школ. Философия воспринимается как умение извратить самые простые вещи, сделать интуитивно ясное, само собой разумеющееся, — малопонятным и невразумительным. Беспардонное словоблудие — ради чего? Чтобы кому-то польстить, пощекотать нервы скучающей публики мелким эпатажем, блеснуть глубокомыслием в узком кругу интеллектуальной элиты...
Более пристальный взгляд обнаруживает в мешанине философий два основных лагеря. Часть философов (их пока еще большинство) стремится оправдать общественное (и прежде всего экономическое) неравенство, высказывается за сохранение социальных, национальных и других барьеров, признавая, что одни люди вправе лишать других того, чем сами они пользуются, зачастую предаваясь излишествам. Другая часть — те, кто добивается признания права каждого человека на все, что есть в совокупной культуре человечества, кто против любых форм социальной, расовой, духовной исключительности; все люди — равны, все они одинаково необходимы в мире и одинаково ценны, все они должны жить по-человечески и чувствовать себя людьми. Первые — с неизбежностью приходят к идее превосходства одних суждений над другими не в силу каких-то собственных достоинств, а только лишь из-за принадлежности известным людям, авторитетам. Вторые, напротив, полагают, что авторитет есть лишь отражение более верного подхода к человеческим делам, что никакой авторитет не имеет права идти против природы и человеческих нужд, а уж тем более предписывать законы мышления другим. Одни философы — допускают присутствие внешней силы, чужой воли, которая абсолютно недоступна пониманию людей и не подвластна им — но активно вмешивается в их судьбы. Другие — полагают, что ничего сверхъестественного на свете нет, что человек может и должен научиться использовать любые явления природы — и контролировать движения собственной души; более того, именно это отличает людей от природных вещей и живых существ.
Конечно, ни один философ не избежал колебаний, сомнений, шатаний от одной идеи к другой. Материалисты иногда становятся убежденными идеалистами, идеалисты вдруг начинают рассуждать совершенно материалистически, а то и вовсе порывают с идеализмом... Но перемены в убеждениях одного человека не изменяют самого факта противостояния двух философских направлений, их противоположности и вражды. Часто случается, что сталкиваются они в одном человеке, раздираемом противоречивыми интересами. Такова жизнь в классовом обществе — и нельзя безоговорочно относить такого-то философа к тому или иному лагерю; разумнее в каждой философии усматривать различные влияния, понять, на чьей стороне выступает живой человек на каждом жизненном этапе, в конкретной ситуации.
Но только ли в философских рассуждениях обнаруживает себя философия? Почему художник пишет картину так, а не иначе? Почему одно считается прекрасным — а другое безвкусным? Почему ученый следует заставляет себя работать "по стандарту", добивается строгости и точности, принимая что-то как факт — и отметая значительную часть суждений как ненаучные? Наконец, почему люди в своей обыденной жизни различают принципиальные и рутинные поступки, почему они считают одни вещи допустимыми — а другие невозможными для себя?
Философия — это не просто болтовня о высоких материях. И проявляется она в любой человеческой деятельности, всегда и везде. Наряду с психологическими основаниями, наше поведение определяется еще и условиями, в которых "работает" психология, культурными рамками, общественными интересами — и в конечном итоге уровнем развития разума вообще. Когда сознание человека обращается на него самого, осознается не только единичное и особенное в его действиях — но прежде всего общественно значимое, существующее для всех людей "независимо" от каждого из них, бытующее в человеческом обществе. Человек постоянно оценивает себя глазами других людей — иначе он просто стал бы мыслящим существом. Чем бы он ни занимался, какая-то часть его труда становится принадлежностью человеческой культуры в целом, делая единичного человека представителем всего человечества. Осознание этой всеобщей основы практической деятельности людей и есть философия, во всем многообразии ее частных проявлений.
Обыденное употребление слова "философия" сразу обнаруживает такое, универсальное понимание. Всякая принципиальность, следование определенным жизненным правилам — называется в быту философией. Отдельные философские принципы также могут даже стать языковыми штампами: например, пресловутое "философское спокойствие". Однако на бытовом уровне философия существует лишь в виде разрозненного набора житейских "правил", следование которым может показаться делом личных предпочтений, условностью, чем-то случайным и не обязательным. Для приведения хаоса поведенческих норм в порядок требуется особая деятельность — размышление (рефлексия). Как и всякая другая, эта деятельность опирается на некоторую философию, над которой впоследствии выстраивается иерархия суждений и оценок. Но каждый уровень рефлексии подчиняется собственным законам и часто обращается к философии лишь скрытым образом, содержит ее как внутреннюю основу, форму единства. Например, в искусстве философия может быть представлена определенной художественной позицией — но может и не получить явного выражения, проявляясь как творческая манера или стиль. Точно так же в науке философия либо выступает как осознанная методология, либо скрыто определяет стандарты научности, индивидуальные предпочтения, интуицию ученого. В самой философии ее философская основа часто остается в тени, а на первый план выходит прикладная проблематика (философия искусства, философия науки, философская эстетика, логика или этика). Когда философская рефлексия в философии обращается на самое себя, начинается собственно философствование, постижение философии. Но и здесь возможны самые разные варианты: например, любая идея может воплотиться в яркий, эмоциональный образ — а может принять форму размышления, вплоть до построения развитых философских систем.
Итак, философия в толстых фолиантах и словесных дебатах — это лишь одно из возможных ее лиц. Но, быть может, философствование играет какую-то очень важную роль? Может быть, это наиглавнейшее ее проявление, философия, так сказать, в чистом виде? И не здесь ли рождаются философские идеи, новые принципы и способы ведения дел?
Что ж, рациональное философствование действительно важно и необходимо — как и все, существующее в природе и человеческом обществе. Оно занимает особое положение в мышлении человека о себе и о своем месте в мире. Но, ведь, свои, особые задачи и у искусства, и у науки. А "чистота" мысли всегда оказывается весьма относительной — ибо мыслят-то живые люди, и у каждого из них свой круг интересов и свой путь к мудрости. Так для чего все-таки нужна философия в виде философствования?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, что самосознание людей тесно связано со всеобщей стороной их индивидуальности, с их местом в обществе. Например, искусство подчеркивает "субъективную" сторону этой значимости, показывая, на что человек способен. "Объективная" сторона явным образом представлена в науке: здесь мы имеем дело с тем, что человек умеет, насколько он освоил природные закономерности для преобразования природы в своих интересах. Философия придает характерным чертам других уровней рефлексии всеобщность, делает их универсальным принципом объединения людей. Но такое объединение по "эстетическому" или "логическому" принципу недостаточно, неполно, внутренне противоречиво: субъективность и объективность представляются при этом внешне независимыми друг от друга, существующими сами по себе, и даже иногда несовместимыми. Философия же как таковая — призвана устранить противостояние этих двух сторон, показать, как субъективное и объективное (или иные внешне противоположные стороны человеческой культуры) сливаются, переходят друг в друга развиваются одно через другое. Таким образом, философствование делает представление человека о себе целостным — то есть, наиболее общим способом соединяет людей в человечество. Единство мира отражается в единстве человечества. Можно принять, что философствование — способ явного выражения этого единства, его осознания.
Однако философствование само по себе не порождает ни единства людей, ни, тем более, единства мира в целом. Это лишь отражение того, что существует в действительности, возникая как необходимый момент существования мира — и как результат человеческой деятельности. Только предметная деятельность, преобразующая как природу, так и самих людей, может быть источником новых идей. Философ — не абстрактный моралист, проповедующий какие-то догмы собственного изготовления; он обязан стать идейным представителем определенной части людей, выразителем их особенного самосознания, символом отличия их места в обществе от позиций других общественных групп. Само появление той или иной философской доктрины предполагает наличие объективно сложившейся общественной организации — только объективная общность части людей, возникающая в процессе развития общества в целом, с необходимостью приводит к появлению в философии соответствующим образом обособленного, относительно замкнутого и целостного направления. В перспективе все философские направления и школы оказываются лишь моментами развития единой философии, осознанной универсальности разума.
|