Проблемы философии
Философия — это учение о единстве мира. Но всякое единство есть снятие
противоположностей, и возникает оно через различение и соединение, анализ и синтез. В самом
общем плане, мир предстает единством материи и рефлексии, а их единство представлено
категорией "субстанция". Однако такое всеобщее непосредственно неприложимо к человеческой
деятельности, и в каждом конкретном случае требуется найти более узкие, специализированные
категории, в которые всеобщее было бы представлено внутри некоторой предметной области ее
собственными средствами. В силу иерархичности самой человеческой деятельности, такие частные
представления могут быть разной степени обобщенности, но в каждом из них выражена одна и та же
идея, и это единство мысли отражает единство мира.
С самого своего зарождения философия служит основой для принятия принципиальных решений,
для выражения той или иной жизненной позиции, для определения главных ориентиров, определяющих
поведение человека в обществе. Поэтому внимание философов обращено прежде всего на осознание
места человека в мире, и это отражается в строении развиваемых ими индивидуальных философий.
При этом все, что определяет отличие человека от неживых вещей и живых организмов, принято
относить к области духа, а все остальное — собирательно называется
природой.
На протяжении тысячелетий люди пытались преодолеть кажущуюся противоположность природы и
духа. Но только в XIX веке Карл Маркс и Фридрих Энгельс обратили внимание на преобразование
мира человеком в ходе разумной деятельности, на пересоздание им мира в совершенно ином,
приспособленном для нужд человека виде. Так возникло представление о культуре как
второй природе, и именно культурой представлено единство природа и духа. Развитие духа
предстает тогда как окультуривание природы, освоение ее, включение в разумную деятельность. В
каждой предметной области вся природа в конце концов превращается в культуру — но это
открывает новые горизонты, и новые грани освоения природы разумом. В любом акте деятельности
воспроизводятся все три стороны мира: природа, дух и культура, — и развивается мир через
параллельное и взаимозависимое развитие каждого из этих аспектов.
Триада
природа → дух → культура
подобна триаде
материя → рефлексия → субстанция,
однако относится она лишь к определенному уровню рефлексии, к деятельности. Это лишь
одна из возможных сторон единства мира, и можно было бы предложить иную структуру философии,
подчеркивающую другие аспекты самовоспроизводства материи. Философия в целом должна стать
единством таких особых философий, представляющих всевозможные обращения иерархии форм
рефлексии. Однако для человека рассмотрение мира в его отношении к практической деятельности
всегда важнее любых иных аспектов, поскольку разум вообще есть необходимость преобразования
мира, он не может существовать иначе. Человек разумный всегда относится к миру как к природе,
а не чему-то, существующему само по себе. Лишь в абстракции можно представить себе нечто, не
имеющее отношения к деятельности, — но само это представление уже вводит такое нечто в
круг человеческих представлений и тем самым вырывает из независимого от человека
существования. Все, о чем человек думает, существует в отношении к человеку — и доступно
человеку лишь в этом отношении. Чтобы от такого, антропоцентрического восприятия перейти к
идее мира как такового, требуется развитое мышление, которое не боится абстракций и умеет
связывать их с действительностью. На ранних этапах развития разума такой способности еще нет,
и возникают философии, отрицающие существование чего-либо вне разума, изображая мир игрой
человеческой фантазии. Это называется философским идеализмом. Его логика — порочный круг:
если человек может иметь дело только с тем, что он в силах себе представить, то ничего и нет,
кроме этих представлений. При этом предпочитают не замечать, что человек может работать не
только головой, но еще и руками, и не только воспринимает мир, но еще и преобразует его.
Идеализм — абстракция этой созидательной способности, ее отражение в незрелом мышлении.
Тем не менее, само существование идеалистической философии есть выражение некоторой
реальности. Идеализм не просто чепуха, это искаженное видение чего-то существенного —
подобно тому, как детям вполне обычные вещи могут представляться загадочными и опасными, — или как рядовое природное явление приобретает магический смысл для дикаря. Это иллюзия — но любая иллюзия возникает в реальной деятельности и выражает ее особые черты. Однако
иногда искажение действительности может стать болезненным — иллюзия перерастает в
галлюцинацию. В нездоровом обществе, основанном на разделении труда и эксплуатации человека
человеком, идеализм становится наркотиком, дает иллюзорный выход из тупика противоречий,
неразрешимых в рамках данного общественного строя. Так появляются религиозно-мистические
варианты идеализма, которые правящая верхушка поощряет, поскольку они отрицают возможность
реального, а не иллюзорного преобразования мира и тем самым служат сохранению общественного
неравенства. Мистика подминает под себя искусство, науку и философию, тормозит всякое
развитие. Однако полностью остановить его она не может, и философский идеализм почти никогда
не бывает последовательным.
Объективная основа философского идеализма — всеобщность человеческой деятельности.
Нет ничего в мире, что не становится со временем частью культуры и не подлежит духовному
освоению. Главная определенность духа — универсальность, способность связывать воедино
любые вещи и явления. Человек пересоздает мир, и в пределе все оказывается создано его трудом.
Поскольку при этом не остается природы "в чистом виде", в рефлексии все выглядит как
сотворение мира из ничего. Такое впечатление обманчиво, поскольку даже окультуренная часть
мира не является только культурой, она остается пусть второй — но все же природой. Лишь
абстрактный отрыв одного аспекта мира от другого, абсолютизация "культурности" в результатах
человеческой деятельности, приводит к иллюзии непосредственного воплощения случайных фантазий.
Весь мир — природа, поскольку он дан человеку как материал для деятельности, ее
предпосылка. Но мир является природой только в отношении к человеческой деятельности;
бессмысленно говорить о природе в любом ином отношении (например, когда речь идет о
взаимодействии атомов самих по себе, или о развитии Вселенной). Однако, поскольку любые
явления в мире рано или поздно втягиваются в круг человеческих представлений, они становятся
также частью культуры; весь мир поэтому — культура. Поскольку же сам человек — часть
мира, и разумная деятельность всегда основана на изменении материальных тел, универсальность
деятельности означает, что весь мир осуществляет эту деятельность, и потому он также есть дух.
Разумеется, лишь в единстве этих всеобщих аспектов мира возможна его целостность, а в каждой
единичной деятельности они представляются разделенными и внешне противостоящими друг другу.
Мир вообще — целостность, составленная из единичных вещей. Точно так же, природа
(мир как предпосылка разумной деятельности) не однородна, а представляется множеством
объектов — вещей в их отношении к разумной деятельности. Каждый объект
представляет мир в целом, и в нем есть как материальная, так и идеальная (рефлективная)
составляющая. Но основная определенность объекта — быть источником деятельности, ее
природным аспектом. Объективность многообразна. Это и материал для чего-то, и то, на что
деятельность объективно направлена (предмет деятельности), и объективные условия, определяющие
как саму необходимость деятельности, так и ее конкретные формы (обстоятельства деятельности).
В любом объекте соединены две стороны: пассивная и активная — подверженность воздействию
и ограничивание его.
Единичный дух называется субъектом. Как объект, так и субъект определены лишь в
отношении к некоторой единичной деятельности — это объект деятельности и субъект
деятельности. Вне деятельности говорить об объекте или субъекте не имеет смысла. В
частности, ошибочно широко распространенное отождествление единичного человека,
индивидуума, с субъектом, при котором носителем сознания считают биологическое тело.
Индивид может, при определенных условиях, являться носителем субъектности — но такое
представление субъекта индивидуумом ограничено и неполно, поскольку никакое биологическое тело
не может участвовать в деятельности универсальным, всеобщим образом — а без этого нет
субъекта. Более того, в силу иерархичности деятельности, каждый субъект — иерархия других
субъектов, и отношение одного субъекта к другому в рамках определенной деятельности называется
общением. В общении субъект становится личностью; но и это лишь частичное
проявление субъектности. Только через соединение всевозможных материальных процессов, через
которые осуществляется деятельность, с отношениями между всеми вовлеченными в нее субъектами — возникает единичный субъект как таковой, представляющий собой данную деятельность. Этот
субъект не сводится к одному или нескольким биологическим телам, он включает в себя и всю
совокупность объективных условий, заставляющих эти тела вести себя разумно.
Различение объекта и субъекта относительно. Поскольку любая деятельность иерархична,
лишь в одном из возможных развертываний этой иерархии данный субъект противостоит данному
объекту как его противоположность; во всех остальных обращениях возникают иные субъект-
объектные отношения, и то, что раньше было субъектом, становится особым соединением
субъектности и объектности. Всякий субъект — это прежде всего объект; но и объект
определен лишь через субъекта, и потому содержит субъективность в себе.
Разумеется, оставаясь в рамках единичности, разрешить возникающие противоречия
невозможно. Единичность существует через всеобщее, которое снимает противоречия низшего уровня — и создает новые. Поэтому, говоря о единичных объектах, всегда приходится говорить и о природе в целом, а единичный дух требует обращения к духовности как таковой. Тем не менее, в
определенном контексте можно говорить о снятии единичной противоположности объекта и субъекта
в единичной вещи — и культура вообще состоит из таких единичных вещей, продуктов
деятельности. Каждый продукт — это объект, и он используется в последующей деятельности
как объект. Но любой продукт есть также воплощенный субъект, и он может представлять
одного субъекта для другого. Используя сделанные другими вещи, мы неизбежно вступаем в общение
с их создателями. Продукт стимулирует дальнейшую деятельность и направляет ее — он играет
роль субстанции по отношению к деятельности.
Так мир в целом, представленный триадой
природа → дух → культура,
воплощается в единичных деятельностях, каждая из которых формально описывается триадой
объект → субъект → продукт.
Задача философии — восстановление целостного понимания природы как совокупности единичных
объектов, духа как общения многих субъектов, культуры как иерархии продуктов деятельности. Для
этого используется всеобщая логическая схема — восхождение от эмпирического,
синкретичного представления, через абстрактно-аналитические построения к конкретности синтеза.
|